«Главное – чтобы радость была»

Мои результаты обучения в бакалавриате Программной инженерии НИУ ВШЭ

Андрей Берюхов, 16 июля 2018

Совсем недавно я стал обладателем красного (что стало неожиданностью) диплома бакалавра по направлению 09.03.04 Программная инженерия и, вместе с тем, одним из первых настоящих выпускников Факультета компьютерных наук Высшей школы экономики. В связи с этим событием мне предложили дать интервью, часть которого опубликовали на сайте факультета.

Полную версию с фотографиями, ссылками и подробностями о самых интересных моментах прошедших четырех лет приведу ниже.

#1 Расскажи, пожалуйста, коротко о своих достижениях за эти 4 года.
Что из этого больше всего повлияло на твою жизнь? 

За четыре года я поучаствовал в трех хакатонах. Самый запомнившийся – Городской хакатон 2GIS – там на протяжении двух суток мы с друзьями делали платформу для проведения городских квестов Quest City, которая позже переросла в небольшой стартап. И хотя больших результатов это не принесло, сам опыт организации первого бизнеса помог определиться с тем, какие скиллы нужно развивать.

Командная разработка Quest-City в офисе 2GIS Презентация проекта

Поучаствовал в олимпиаде и зимней школе "Я - профессионал" по Бизнес-информатике, как по одному из наиболее близких направлений к Программной инженерии. В результате получилось заработать диплом серебряного медалиста и простой способ поступления в магистратуру.

Деловая игра по цифровизации банка в зимней школе

Наконец, самым главным проектом, который "держит" меня уже второй год, является модернизация Android-приложения для Вышки (Расписание НИУ ВШЭ (РУЗ)). Этот проект начался на 3 курсе в рамках командного задания по дисциплине, связанной с базами данных, затем мы с ребятами выложили его в стор.

Защита проекта по Базам данных

Количество пользователей и фидбек подтолкнули к его дальнейшему улучшению. Вместе с проектом росли мои навыки в разработке Android-приложений и желание переписать всё с нуля. Так вместо "синей" версии появилась "зеленая", ставшая также темой выпускной работы. И теперь мы с научным руководителем, Дмитрием Владимировичем Александровым, ведем переговоры с ДИТ о внедрении приложения и расширении функциональности.

Защита выпускной квалификационной работы

#2 Участвовал ли ты во внеучебной жизни факультета и Вышки?
Работал ли ассистентом или стажером в лаборатории? 

На протяжении первых двух лет постоянно волонтерил на различных мероприятиях факультета, и даже был куратором на адаптационном тренинге для первокурсников.

4 раза был учебным ассистентом:

  • Математический анализ (2 курс, 2 семестр)
  • Алгоритмы и структуры данных (3 курс, 1 семестр)
  • Статистические и эмпирические методы компьютинга (3 курс, 2 семестр)
  • Базы данных (4 курс, 1 семестр)

Помимо возможности попробовать себя преподавателем асистентство даёт отличную возможность проникнуть более подробно в те темы, которые были пропущены во время изучения.

#3 Работаешь ли ты сейчас и где успел поработать за время учебы?
Возможно, было даже собственные стартапы?
Чем ты занимаешься на работе и какие задачи решаешь?
Что тебе больше всего нравится в твоей работе? 

После второго курса полгода с друзьями развивали свой стартап (об этом выше).

В июне закончилась двухгодичная стажировка "Safeboard" в Лаборатории Касперского, сейчас остался работать там же. Начинал с позиции тестировщика флагманского Android-приложения (в основном ручное + авто- тестирование). Этот опыт помог проникнуть в процессы полного цикла разработки мобильных приложений, начиная от задумок бизнеса и разработки требований и макетов, и заканчивая стремлением к идеальному качеству и обработке фидбека пользователей.

Сейчас я в команде того же продукта перешел на позицию разработчика.

Параллельно последний год писал обзоры новостей мобильной разработки в карьерной группе Лаборатории.

#4 Собираешься ли ты продолжить учиться?
Если да, то где и почему?
Какие есть планы по поводу карьеры?

Продолжу учиться по прежней специальности на программе "Системная и программная инженерия". Мне нравится это направление тем, что оно продолжает развивать компетенции, позволяющие "сверху" видеть и участвовать в разработке сложных программных систем, применять интересные инженерные решения.

Пока планирую продолжить работу в сфере мобильной разработки.

#5 Насколько ты изменился за эти 4 года и что самое важное дала тебе учеба на факультете?

Самое важное – это люди, с которыми я познакомился на факультете, и с которыми реализовали множество совместных идей и проектов.

Пятерка, с которой сделано большинство учебных и не только проектов

Факультет же собрал множество единомышленников в одном месте, а преподаватели Программной инженерии дали качественный бекграунд для развития в любой области разработки программ: несколько языков программирования, базовые дисциплины по computer-science, основы экономики проектов, системное мышление.

#6 Изменил ли бы ты что-нибудь сейчас, если бы снова оказался на 1 курсе?

Когда я поступал в бакалавриат, я подавал документы только на Программную инженерию. И сейчас ничуть не жалею об этом. Поэтому и менять бы ничего не стал: даже не очень удачные проекты – это бесценный опыт.

#7 Какое событие стало для тебя самым ярким за 4 года и почему?

Сложно выделить одно яркое событие из целой массы. Я бы даже скорее выделил некоторые уже устоявшиеся традиции. С первого курса с друзьями участвуем в HSE RUN и занимаем там призовые и победные места – каждая победа – яркая. Традиция ходить на крутые IT-конференции, например на YAC (Yet Another Conference), программа открытия которой каждый раз секретная и яркая. Крутые концерты, фестивали, …

HSE RUN Первый поход в Яндекс

#8 Что значит для тебя быть выпускником Вышки?

Быть выпускником Вышки – значит быть частью огромного, современного комьюнити, в котором каждый человек с огромным потенциалом и уже добился больших результатов. Активность этих ребят часто поражает и заражает своей энергией.

P.S. Про цитату в заголовке. На третьем курсе у нас был предмет "Проектирование архитектуры программных систем", который вел очень колоритный преподаватель Кумсков Михаил Иванович, которого почти все студенты и коллеги зовут Дядя Миша. Так вот он постоянно утверждал, что основная цель лекций – это получение радости. Возможно, именно поэтому этот курс и является одним из самых интересных на ПИ. А сам принцип я стараюсь соблюдать во всех начинаниях.